Проблема экстракорпорального или искусственного оплодотворения является актуальной для верующих. Дело в том, что православная церковь во многих случаях считает, что искусственное оплодотворение — это грех. Разберемся, так ли это на самом деле и можно ли верующему человеку применять такой способ зарождения новой жизни.
Содержание
Как церковь относится к искусственному оплодотворению
Православная церковь рассматривает искусственное и экстракорпоральное оплодотворение со стороны моральности и соответствия основным церковным заповедям. Отношение к искусственному оплодотворению, мягко говоря, является неоднозначным. Если зачатие вне тела делает женщину счастливой, то почему бы не разрешить ей такое зачатие?
Церковь полагает, что зарождение жизни таким образом вполне допустимо. Но вот методы экстракорпорального зачатия она считает нравственно недопустимыми с православной точки зрения, грехом. Допускается только оплодотворение, когда гаметы подсаживаются в матку. Это, как считают духовные проповедники, максимально приближает оплодотворение к природному зачатию и не ломает семейных устоев.
При зачатии экстракорпоральным ЭКО происходит донорство гамет, а поэтому такое оплодотворение церковь считает неправильным, грешным. Дело в том, что это допускает вмешательство третьих лиц, нарушает единство брака, его неповторимость. Более того, мнение отдельных проповедников состоит в том, что ребенок, родившийся от донора, лишен права расти и воспитываться с биологическими отцом, матерью.
По тем же причинам отрицается и суррогатное материнство. Считается, что во время вынашивания ребенку передаются все эмоции суррогатной матери. Малыш переживает чудовищный стресс, когда попадает в руки истинных родителей.
Позиция православной церкви
В концепции Русской православной церкви есть раздел, который прямо относится к искусственному оплодотворению. Считается, что этот грех угрожает духовной целостности человека, сущности взаимоотношений между людьми.
Считается, что возможность иметь детей — это желаемый плод супружества, но далеко не его цель. Некоторые способы зарождения жизни могут считаться несовместимыми с волей Творца. Если случается, что муж или жена не могут иметь детей по каким-либо причинам, а технологии искусственного оплодотворения не приносят ожидаемого результата, то в таком случае надо принять бездетность как жизненное призвание. Пастырь может посоветовать удочерить или усыновить ребенка.
Допустимо оплодотворение гаметами мужа. В первую очередь, речь идет о способе ИКСИ, когда происходит введение сперматозоида в яйцеклетку. Этот способ не нарушает супружеских основ семьи.
Что делать в случае многоплодной беременности? Церковь считает ее нормальной, если при оплодотворении использовались гаметы мужа, а не третьих лиц.
Когда церковь одобряет ЭКО
Многих женщин интересует, когда одобряется ЭКО, не считается грехом и как церковь относится к искусственному оплодотворению, если оно было проведено с помощью такой процедуры. Отношение к экстракорпоральному оплодотворению бывает положительным лишь в том случае, если осеменение не нарушает целостность и моральные нормы брака.
То есть, парам, у которых нет детей, можно применять подобный способ забеременеть только с использованием клеток мужа. В таком случае прикрепление эмбриона к слизистой матки практически ничем не отличается от естественного оплодотворения. Конечно же, если у мужа имеются тяжелые патологии, нарушающие состав спермы, или по каким-либо причинам в ней нет сперматозоидов, то ЭКО не используется.
Когда церковь относится к ЭКО отрицательно
Существует ряд случаев, когда к лечению методом экстракорпорального оплодотворения церковь относится отрицательно.
- Манипуляции с эмбрионом, когда предполагается его консервация или заморозка. Такое неодобрительное отношение к ним объясняется тем, что эмбрион в православии — это живое существо. Таким образом, при отборе жизнеспособных зародышей происходит их убийство — а это грех. Более того, при таких манипуляциях обесценивается жизнь человека: она рассматривается как нечто второстепенное.
- Применение донорских клеток. Беременность и роды в таких случаях связаны с нарушением целостности и неповторимости брачного союза. Более того, это нарушает достоинство будущего ребенка как личности (так, он теперь не имеет права на единственных и неповторимых родителей).
- Приверженцам нетрадиционных семей также надо знать, как церковь относится к искусственной инсеминации. Нетрадиционная семья является грехом, так как подрывает нравственные устои и противоречит основным догматам православия.
- Если ЭКО применяется одинокой женщиной и мужчиной.
- Если при получении сперматозоидов используется мастурбация. Дело в том, что она рассматривается православной церковью как грех. Для этого существуют медицинские методики.
Таким образом, при искусственном оплодотворении существует большое число ограничений, связанных с особенностями учения православной церкви. В большинстве случаев, ЭКО считается греховным деянием, и только некоторые исключения являются основанием для положительного отношения священника к такой процедуре.
Крещение детей рожденных в результате ЭКО
Отдельные служители культа могут отказывать в крещении тех детей, которые были рождены в результате искусственной инсеминации. Но мнение православной церкви относительно этого вопроса едино: дети должны быть крещены, каким бы методом они ни были рождены.
Отказ в проведении обряда крещения таких детей неверен и аморален. Согласно учению православной церкви и Библии, дети не могут нести ответственность за деяния своих родителей. И отказ крестить ребенка рассматривается как угроза православной вере и нарушение прав самого ребенка.
Все это говорит о том, что верующим женщинам надо сознательно подходить к процедуре искусственного оплодотворения. У нее есть возможность поговорить со священником и задать ему все интересующие вопросы.
Рекомендации духовных наставников
Итак, отдельные процедуры искусственного оплодотворения рассматриваются православной церковью как греховные. В первую очередь, это такие методики, которые связаны с вмешательством в таинство зачатия третьих лиц. Речь идет о получении донорской спермы или яйцеклеток. Священнослужители напоминают о том, что подобные манипуляции подрывают целостность и уникальность брачного союза мужчины и женщины.
Искусственное осеменение не рекомендуется и в тех случаях, когда во время получения гамет используется рукоблудие или же предполагается заморозка эмбрионов. Они связаны с нарушением нравственных норм и догматических уставов христианства, а поэтому рассматриваются не только как греховные, но и недопустимые.
Но что же делать, если у женщины бесплодие, не поддающееся терапии? В таком случае следует прибегать к инсеминации, которая не нарушает моральных норм и не противоречат таинству зачатия. Если же и эти меры являются безрезультатными, то необходимо принять бездетность как особенность жизненного призвания. Некоторые священнослужители рекомендуют таким супружеским парам усыновить или удочерить ребенка.