Содержание
О бесплодии
Библия говорит, что, сотворив мужчину: мужчину и женщину, Бог благословил их «плодитесь, размножайтесь и наполняйте землю» (Бытие, глава 1, 28). Таким образом, человек получил один из основных инстинктов, определяющих его жизнь, — инстинкт продолжения рода.
Плодовитость (от лат. Fertilis — «плодородный») — способность воспроизводить потомство, является одной из основных физиологических функций человека. Бесплодие (потеря фертильности), несомненно, является одной из самых серьезных и сложных проблем для человека и общества.
Международный словарь терминов и определений в лечении и профилактике бесплодия 1 (ВОЗ, ICMART) определяет: «Бесплодие — это заболевание, характеризующееся невозможностью наступления клинической беременности после 12 месяцев регулярной половой жизни без контрацепции из-за нарушения способность субъекта к воспроизводству, индивидуально или вместе со своим партнером. Вмешательства по поводу бесплодия можно начать раньше, чем через 1 год, на основании медицинского, полового и репродуктивного анамнеза, возраста, физического осмотра и диагностических тестов. Бесплодие — заболевание, характеризующееся наличием препятствия для реализации репродуктивной функции».
Бесплодие не сопровождается физическими страданиями и инвалидностью, как другие болезни. Бесплодие влияет на качество жизни человека, имеет негативные последствия для общества, по этой причине признано заболеванием и включено в «Международный классификатор болезней» Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).
Бесплодие — это проявление или один из симптомов довольно большого количества различных заболеваний и дисфункций у женщин и мужчин. ВОЗ определила 22 причины женского бесплодия и 16 причин мужского бесплодия. Сложность проблемы усугубляется тем, что у пациентки с бесплодием может быть не одно заболевание (причина), а несколько. Например, непроходимость маточных труб из-за хронического воспаления придатков матки или отсутствие овуляции из-за гормональных нарушений. Кроме того, у обоих супругов могут возникнуть заболевания, приводящие к бесплодию.
В связи с вышеизложенным в медицинской практике различают:
- комбинированное женское бесплодие — сочетание нескольких причин у женщины,
- комбинированное мужское бесплодие — сочетание нескольких причин у мужчины,
- комбинированное бесплодие — сочетание женских и мужских причин бесплодия у супругов / партнеров.
Библейские истории о бесплодных браках
Бесплодие — отнюдь не новое заболевание. Трагедии, связанные с бездетностью, нереализованным родительским инстинктом, пронизывают всю историю человечества и описаны в первых главах Библии. «Золото», которое из первоисточника: «Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова, Иаков родил», Есть скрытые истории о том, что жены этих предков Иисуса Христа: Сарры, Ревекки и Рахили, страдали бесплодием.
В самых первых главах первой книги Библии, Бытия, говорится, что Господь обещал Аврааму и Сарре, что праведность и преданность произведут от них множество племен и народов. Однако пара дожила до глубокой старости, не имея детей. И когда все «общее с женщинами» для Сарры прекратилось, она сказала Аврааму, что, вероятно, к нему должны были прийти племена и народы. «И Сара, жена Авраама, взяла своего слугу, египетского Агара, и выдала ее замуж за Авраама, своего мужа. Он вошел от Агари, и она зачала. Измаил. Аврааму было 86 лет, когда Агарь родила Измаила Аврааму».
Когда Аврааму было 99 лет, а Сарре 90 лет, Бог явился Аврааму и пообещал: « это Сара, твоя жена, подарит тебе сына. И из нее выйдут народы и цари народов ». Услышав это, Сара про себя рассмеялась и сказала: когда я состарюсь, получу ли я это утешение? и мой господин стар. Однако случилось так, как сказал Бог: через год она родила Аврааму сына Исаака.
Чему учит эта ветхозаветная история? Никогда не теряй веру!
На этом, однако, история не закончилась, а только началась. Измаил стал дразнить и оскорблять Сару — мол, старуха родила! Сара пожаловалась Аврааму: «Что это? Как вы позволяете сыну рабыни смеяться над вашей женой? »Аврааму пришлось выгнать Агарь и Измаила из дома, в результате чего они чуть не погибли в пустыне. Фактически, это была первая задокументированная семья конфликт, главной причиной которого было бесплодие!
Библия также говорит нам, что бесплодные жены сына и внука Авраама искали спасения от этой проблемы с Богом.Они, как Сарра, решили отдать служанок своим мужьям, чтобы преодолеть эту проблему. Одна такая история была описана Томасом Манном в «Джозефе и его братьях».
Маленькая Рахиль надела Иакова шею и воскликнула:
Дай мне детей или я умру!
«Что такое, голубь мой? Твое нетерпение делает твоего мужа немного нетерпеливым, и я никогда не думала, что такое чувство когда-либо возникнет против тебя в моем сердце. На самом деле неразумно беспокоить меня слезами и просьбами. В конце концов, я не бог, который не дает вам плодов вашего тела“.
… Конечно, он был раздражен, потому что было глупо со стороны Рэйчел умолять его о том, чего он сам так страстно желал для себя, не обвиняя ее в ее несбывшихся надеждах. Тем не менее, в своем горе бедная женщина была оправдана многими вещами, пока она оставалась бесплодной, ей не везло. »
Надо сказать, что на самом деле у Иакова уже были дети от Лии, сестры Рахили, которую их отец Лаван соблазнил в жену Иакова вместо Рахили, и от служанки Рахили Валлаха и от служанки Лии, Зелфы. Один из наших современных ученых, обсуждая проблему бесплодия в библейские времена, писал: «Полигамный брак и возможность прибегнуть к рабским услугам, как правило, на удивление плодовитые, просто решили проблему бесплодного брака — всех детей, рожденных кормильцем считались обычным явлением »… Действительно, именно так в старину решалась проблема гендерного расширения в некоторых странах. Однако на протяжении всех веков люди, помимо инстинкта продолжения рода, испытывали еще одно из самых сильных чувств: чувство любви. Они любили, а потому хотели и сегодня страстно хотят завести ребенка от любимого человека во что бы то ни стало.
Томас Манн так блестяще описал радость, которую испытал Джейкоб, когда увидел ребенка, рожденного его любимой женщиной:
«Это был Валла, бледный и смеющийся, выбежал во двор, где Джейкоб выскочил без сознания и, задыхаясь, сообщил хозяину, что у нас есть ребенок, что нам подарили мальчика и что Рахиль жива; а он, все дрожа., подошла к матери, бросилась к его ногам и заплакала. В поту, словно преображенная смертью, она запела песню бездыханного истощения. У нее не было сил повернуть ему голову или даже улыбнуться ему, но она ласкала его макушку, когда он стоял рядом с ней на коленях, а затем прищурилась на кроватку, так что он посмотрел на талию ребенка и положил руку на своего сына. Выкупленный ребенок уже перестал кричать. Он спал, закутанный в пеленки прямые черные волосы на спине. Голова, оторванная его матерью, длинные ресницы и крошечные ручки с хорошо вылепленными ногтями. В то время он не был красивым; и как можно говорить о красоте, когда речь идет о таком маленьком ребенок. И все же Джейкоб увидел то, чего не видел в детях. Автор: Лия и он не замечал в детях служанок, он видел с первого взгляда, что чем больше он смотрел, тем больше наполнялось его сердце страхом. В этом новорожденном было что-то, что не поддается определению, своего рода великолепие ясности, сладости, соразмерности, благоприятности и симпатии, что Иаков, как ему казалось, не мог понять, но различил. Он положил руку на мальчика и сказал: «Сын мой». Но как только он прикоснулся к младенцу, он открыл глаза, которые тогда были голубыми и отражали солнце его рождения на вершине неба, и своими крохотными ручонками четко очерченной формы схватил Джейкоба за палец. Она держала его в нежных объятиях, все еще спящего, и Рэйчел, ее мать, тоже крепко спала. И Иаков, столь нежно сдержанный, наклонился и, должно быть, час смотрел на своего четко очерченного сына, пока тот не попросил еды в слезах; затем он поднял его и отдал своей матери».
Нам не удалось построить социализм с человеческим лицом, то есть общество, в котором интересы личности были не менее значимы, чем интересы общества, и даже более важны, чем они. При социализме, в котором выросли наши соотечественники среднего и старшего поколений, все было наоборот. В популярной в то время песне было спето: «Родная страна жила бы и других забот не было». Человек, его исконные корни не имели значения. Кроме того, конечный автомат часто пытался очистить эту память. К сожалению, нам удалось что-то с этим поделать. Многие в России теперь не знают никого из членов своей семьи, кроме деда, в лучшем случае прадеда. А совсем недавно официальные лица и политики заявили: «О каком финансировании вы говорите для лечения бесплодия? У нас в стране большие проблемы! Туберкулез, СПИД, у наших русских женщин самое большое количество абортов в мире (действительно — 4 миллиона абортов в год!). Есть много беспризорников. Кто хочет детей усыновить ». Да, это все правда. Однако люди хотят, прежде всего, иметь собственных детей и готовы пойти на любые жертвы и испытания во благо ребенка.
В самих библейских рассказах есть много примеров этого. Родители Девы Марии, Яохим и Анна, уже много лет не имеют детей. Они вели праведную жизнь, горячо молились, приносили двойные дары и просили Бога дать им детей. Однако все было напрасно. Постарев и потеряв последнюю надежду, Иоахим ушел в пустыню, сказав, что останется там, пока Бог не ответит на его просьбу. В пустыне без воды и без пищи он провел в молитве 40 дней и 40 ночей и уже был недалеко от смерти, когда, наконец, ему явился ангел. Он объявил Иоахиму, что Господь услышал его молитву и что у них с Анной будет потомство, о котором узнает весь мир.
Государство изменило свою позицию. Отныне лечение бесплодия оплачивается за счет обязательного медицинского страхования (ОМС).
Борьба с бесплодием в истории человечества
В прошлом люди связывали бесплодие только с волей Бога, которая распространялась на женщину. Причина бесплодия заключалась именно в ее невозможности забеременеть. Внимательно слушайте эти ветхозаветные формулировки: Господь «закрыл утробу ее», «Бог открыл утробу ее». Они о женских проблемах. Я должен признать, что это заблуждение относительно вины одной женщины в бесплодном браке продолжает существовать в современном обществе. Фактически, болезни мужа и жены примерно в равной степени ответственны за бездетность. Однако вот что интересно: примерно в 10% бесплодных браков у супругов нет причин для бесплодия! В официальной классификации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) этот вид бесплодия называется необъяснимым. Может быть, в этих случаях вполне правомерно говорить о провидении Всевышнего? Или, может быть, наука еще не все знает, есть ли еще много открытий? Изучая мир, человечество стремилось открыть секрет зарождения новой жизни и в начале 21 века добилось в этой области больших успехов.
Справедливости ради следует сказать, что уже в первом веке до нашей эры Лукреций, соратник Юлия Цезаря в поэме «О природе вещей», впервые связал бесплодие не только с женщиной, но и с женщиной мужчина. Удивительна точность эмпирических результатов:
… И не по велению богов с очередного плодотворного сева
Отняли, чтобы он никогда не чувствовал добрых детей
Имя отца навсегда осталось в любви бесплодным.
Многие так думают и, к сожалению, обильно пачкают себя
Наполни жертвенники кровью и дарами святилища,
Уметь вынашивать из обильного семени женщины.
Однако напрасно они беспокоят богов и оракулов.
Потому что они стерильны из-за того, что слишком толстые
У них есть сперма или она слишком жидкая и жидкая.
Жидкость (так как не может застрять в нужном месте)
Он сразу же отходит и уходит, так и не зачав плод;
Семя толще, их больше сплоченно прорезывается,
Что должно быть, или не умеет летать достаточно быстро,
Или даже там, где он нужен, он не может проникнуть,
Или, будучи проникнутым, он почти не влияет на женскую сперму.
Потому что в любви, кажется, многое зависит от гармонии.
Это скорее усугубляет одно, а другое
Это переносится раньше и беременной становится легче.
Многие жены, многие до сих пор бесплодны
Однако в браках они наконец нашли мужей, с которыми
Они смогли зачать и насладиться своим потомством.
Это также не редкость для тех, у кого есть фертильные жены
Однако детей не родили, подходящих супругов нашли
И они наконец смогли обеспечить свою старость с детьми.
(Цит. По: Лукреций. О природе вещей. — М., 1958)
Многие блестящие умы человечества пытались понять и объяснить причину бесплодия. Поэтому Аристотель, следуя своим наблюдениям, пришел к выводу, что чрезмерное употребление вина у мужчин приводит к бесплодию. Великий врач, поэт и философ древнего Востока Ибн Сина (Авиценна) первым связал бесплодие не только с патологией семенной жидкости, но и с заболеваниями половых органов мужчин и женщин.
В 1677 году Энтони Левенгук с помощью сконструированного им микроскопа впервые исследовал человеческую сперму, в которой обнаружил «анималкулы» — так он назвал сперматозоиды (от латинского animalculum — «животное»). Левенгук ошибочно полагал, что сперма уже является эмбрионом, который использует содержимое яйцеклетки как питательную среду для своего развития.
Первое практическое применение недавно полученных знаний произошло в 1790 году, когда, чтобы преодолеть бесплодие, связанное с болезнью ее мужа, врач и исследователь Хантер впервые применил шприц и ввел сперму мужа во влагалище его жены. Так была проведена первая операция искусственного оплодотворения (осеменения). Результатом стала беременность, которая закончилась рождением здорового ребенка.
Однако прошло еще 150 лет, прежде чем в 1827 году член Петербургской Академии наук Карл Баер обнаружил яйцо у млекопитающего (собаки) и обнаружил, что для того, чтобы начать новую жизнь, не только проникновение сперматозоидов в яйцеклетку, а также слияние содержимого мужских и женских половых клеток.
В середине 17 века появились первые микроскопы, благодаря которым в науке произошла настоящая революция. В 1672 году голландский ученый Р де Грааф опубликовал сообщение «О женских органах, служащих причиной воспроизводства», в котором впервые описал строение яичника. Граф был первым, кто обнаружил в яичнике пузырек, который позже получил свое название от него: пузырек графа (зрелый фолликул).
Грааф подумал, что этот пузырь был «женским семенем» — яйцом. На самом деле, как позже выяснилось, яйцо находится внутри пузырька Граафа и окружено тысячами других клеток, которые обеспечивают его питанием.
В 1890 году Уолтер Хип выделил оплодотворенные яйца из фаллопиевых труб самки кролика и передал их другому кролику. Это был первый случай переноса эмбрионов от одной самки млекопитающего к другой. Ветеринары первыми воспользовались этим опытом. В наши дни так разводят элитные породы крупного рогатого скота. Для решения человеческих проблем этот результат был использован в конце 20 века в программе суррогатного материнства.
трудно поверить, но возможность передачи эмбриона от одной матери к другой была предсказана за несколько тысячелетий до этого события! На стене одного из индийских храмов (ныне хранится в Британском музее) в 599 г до н.э. Была создана фреска, на которой божество в виде оленя берет плод у женщины и передает его другой. Это иллюстрация к легенде о зачатии основателя янизма Махавиры. По недосмотру богов Махавира был случайно зачат в утробе женщины низкого происхождения. Когда это было обнаружено, одному из них — оленеголовому божеству Харинегамешину — пришлось ночью вынуть плод беременной женщины из чрева, как гласит легенда, и пересадить его в лоно другой женщины благородной королевской крови.
Еще один более свежий пример. В 1932 году вышел фантастический роман А. Хаксли «О дивный новый мир». Он описал метод лечения бесплодия, который позже в России стали называть экстракорпоральным оплодотворением (ЭКО), то есть оплодотворением вне человеческого организма. По мнению автора, полученные эмбрионы должны были пройти все стадии своего эмбрионального развития в пробирке.
Неудивительно, что вскоре над этой фантастической идеей начали работать биологи. Джон Рок был первым, кто попытался оплодотворить человеческие яйца. После 4 лет работы он заявил, что оплодотворение культивируемых ооцитов человека невозможно. В 1934 году наша соотечественница О. В. Красовская сообщила об успешном оплодотворении кроличьих яиц in vitro (лат. — в стекле, в пробирке). Из-за железного занавеса никто в мире не знал, и вся слава первого оплодотворения яйца млекопитающего досталась американцу М. Чангу, который 23 года спустя не только оплодотворил кроличьи яйца в культуре, но и перенес их в культуру кролик и родила потомство.
В начале 1950-х годов в Крымском медицинском институте под руководством заведующего кафедрой гистологии и эмбриологии профессора Бориса Павловича Хватова начались работы по изучению возможности выращивания и оплодотворения яйцеклеток млекопитающих и человека вне организма. В 1954 году исследования в этом направлении были поручены аспиранту Григорию Николаевичу Петрову. После проведения и обобщения результатов более 1600 экспериментов на репродуктивных клетках млекопитающих и человека Григорий Николаевич в 1959 году в Симферополе успешно защитил докторскую диссертацию на тему «Процесс оплодотворения вне яичных тел некоторых млекопитающих и человека». К сожалению, дальнейшие исследования в этой области запрещены. Г. Н. Петров больше никогда не сталкивался с этой проблемой. В нашей стране его имя было забыто на несколько десятилетий.
В 2010 году в нобелевской лекции Мартина Джонсона, посвященной присуждению Нобелевской премии Роберту Эдвардсу, он назвал имя Г.Н. Петрова среди ученых и врачей, чьи исследования позволили разработать и внедрить экстракорпоральное оплодотворение в практику лечения бесплодия.